понедельник, 12 января 2009 г.

ДНЕВНИК КАК МЫ ХОДИЛИ НА ШУМАК. Sayan Mountains (2005)

Смотри фото Республика Бурятия 2005г Восточные Саяны Шумакские...

АНАТОЛИЙ СМОЛЯНИНОВ

КАК МЫ ХОДИЛИ НА ШУМАК
(ВОСТОЧНЫЙ САЯН-2005)
Дневник лыжного похода в районе Тункинских гольцов
( февраль 2005 года)

Участники похода:
Иванов Николай Юрьевич
Сухарев Сергей Степанович
Бреев Станислав Валентинович
Левитский Виктор Васильевич
Кураев Валерий Викторович
Михайлюк Александр Викторович (Оленевод)
Кандыбей Валерий Эдуардович
Панченко Сергей Алексеевич
Смолянинов Анатолий Федорович
Гуменный Андрей Тихонович
Турко Владимир Николаевич (Вуйко)

Обсуждали, где будем встречать 50-летний юбилей Иванова долго и, наконец, после трех-четырех встреч в турклубе и на природе (в «елочках») наконец то вырисовался окончательный маршрут. Последним отбросили Хамар-Дабан и остановились на уже знакомом для многих варианте похода по Тункинским гольцам в Восточных Саянах с заходом на горячие минеральные источники на Шумаке.
Наслушавшись о сибирских морозах и прочих сложностях, я экипировался во всех отношениях: и по снаряжению, и по одежке. Надеюсь, что не подведут. По сообщениям синоптиков на начало похода на столбике термометра ожидается ниже -30ºС.

4 февраля
Выезжаем поездами через Москву. В команде 11 человек, почти все знакомые по прежним походам. Продукты закупили, благодаря стараниям Сереги Панченко, централизовано (за исключением стратегических: сала и меда), что избавило народ от лишних предстартовых потрясений.
Как водится, провожали друзья и знакомые. Набралось, ни много, ни мало, пол Сум. Подобрав и «обогрев» на ст.Воронежская бойцов из Шостки продолжаем движение на Москву.
На границе пережили первое приключение. Покуривший в тамбуре во время погранконтроля слегка «веселый» Сухарев отделался легким испугом: протоколом и штрафом в 300 рублей. Обидно, однако! Так подрезать крылья на самом старте.

5 февраля
В Москве на перроне нас встречал Леша Карпуля, брат Сухарева, а также парни из Шостки, работающие на московских стройках. Организовали нам транспорт для перевозки людей и груза на Ярославский вокзал, избавив от самых неприятных московских забот.
До отъезда на восток (поезд 340 Москва-Благовещенск) в 14-30 время коротали в привокзальном буфете и возле него.
Дело, начатое на вокзале, продолжили в поезде. Обнаружилось, что запасы съестного и «горючего» у нас значительно превышают 4-дневную норму. Поэтому принялись за дело уничтожения этих излишков со всей серьезностью и принципиальностью. Результаты не заставили долго ждать: Кураев «посеял» где-то свой паспорт с остатком общественных денег, а также своих и Сухаревских. Из-за этого конфуза он впал в оцепенение и просыпался всего два раза в сутки, для поддержания тонуса.

6-7 февраля
Постепенно перевалили за Уральский хребет на сибирские просторы. Уставший от возлияний народ занялся подготовкой снаряжения: почти все что-то шьют и мастерят. Панченко, как самый хозяйственный, распределяет продукты и снаряжение. По вечерам Кандыбей читает нам в слух веселые рассказы Леши Колтакова.
За этими пристойными и не совсем пристойными занятиями проехали Екатеринбург, Омск, Новосибирск и движемся дальше на восток. Скоро уже Красноярск. Погода за окном просто чудесная: трескучий мороз и ярчайшее солнце на практически безоблачном небе. Антициклон, однако, арктический!

8 февраля
Кураев, очухался и стал искать потерянные документы. Между тем проехали Красноярск, посмотрели на Енисей и улеглись спать.

9 февраля
Утром команду разбудил приятный гость: наш общительный знакомец Олег Сутырин, психиатр из Шостки, переехавший на постоянное жительство в город Зима, расположенный на Оке Саянской. Олег вызвался проводить нас до Слюдянки, конечной станции нашего железнодорожного пути. За разговором, сопровождающимся подачей к столу копченого байкальского омуля, к 14-00 доехали до берега Байкала и конечной станции Слюдянка. Снаружи солнечно и морозно: на термометре – более -20 ºС.
Перебазировались на базу КСС, чему поспособствовал Олег, зарегистрировались и договорились с водителем маршрутного такси о заброске до Ниловой Пустыни. Пока ждали машину, любовались Байкалом, даже умылись и попили водички из проруби. Затем погрузились и около 16-00 выехали дальше до Ниловой Пустыни. Путь этот неблизкий, около 200км. По дороге любовались красотой Саян, бурятскими деревнями со скотоводческими загонами. Увидели и диковинных яков. Особенно завораживают своей красотой горы, высокие и на вид неприступные.
В Ниловку приехали уже в сумерках. Из проблемы ночевки выход нашелся сам собой. Спросили у местных бурятов, и они посоветовали обратиться в гостиницу санатория . Переговоры Иванова с администрацией были недолгими. Уже через 10 минут мы разместились в зале бильярдной, а еще через 10 минут хозяйственный Панченко договорился о возможности приготовить на кухне ужин. За возможность ночлега для группы – оплата 4-местного номера. Ветеранам достались койки, а молодежь разложила спальники на полу. Поиграли в бильярд, отдохнули. Все было бы хорошо, кабы не чересчур говорливый и громкий Турко. Нас, кстати, предупредили во избежание конфликтов не сильно то контачить с местными бурятами, которые сегодня празднуют Новый год по восточному календарю. Чего-чего, а проблем с местным населением нам не нужно.
На ужин под макароны с тушенкой выпили спирта, затем игра в бильярд, и на боковую. Завтра – ответственный первый день активной части похода. А на ночь обещают мороз за -30ºС.

10 февраля
Не взирая на ночную стужу (-38-40ºС) спать было жарко. Четверо «дедов» дрыхли на кроватях, остальные – на полу.
Встали в 8-00. Настроение отличное. Утренний горячий душ и гостиничный уют расслабили народ окончательно. Но все удовольствие потребовало дополнительную оплату. Поэтому бильярд, услуги кухни и горячая вода потянули еще на 500 рублей, дополнительно к 480-ти по договоренности.
Поутру чествовали Сухарева, которому стукнул 51 годок. Вручили подарки, а расторопный Панч с помощью поваров на кухне приготовил праздничный завтрак: яичницу с украинским салом плюс гречневую кашу. Три обязательные чарки коньяка с таким же обязательным тостом Гуменного подготовили команду к отъезду.
Договорились о дальнейшей заброске на 8-10км в сторону перевала: 200 рублей за вахтовый автобус. Отправление назначено на 11-00. Солнце восходит, и к отправлению потеплело до -28ºС. Надеемся, что не замерзнем. Перед отъездом произвели контрольное взвешивание рюкзаков. У всех вес 30-33кг. У меня тоже по максимуму – 33,5кг. Наверное, без каких то вещей можно было бы и обойтись.
Ровно к условленному сроку подошла машина, и мы двинули дальше в горы. Километров через 10 нас высадили и оставили наедине с Саянами. Снега маловато, идем пешком. Намечен первый этап нашего похода: через перевалы Хубыты и Обзорный дойти до «дикого» бальнеологического курорта на Шумаке.
За день пройдено немного. Температура воздуха вполне приемлема: около -20ºС. Накололи дров, поставили палатку, сварили ужин и завалились спать.

11 февраля
Вставшие первыми бойцы успели переговорить с тремя лыжниками из Иркутска, возвращающимися с перевала. Чуть позже доставил хлопот и волнений Левитский, у которого из почек вышел камень. После раздумий он решил все же идти дальше. Для верности его решили немного разгрузить. Свернули лагерь и снова двинули в гору. После нескольких переходов по увалам остановились на перекус возле красивейшего замерзшего водопада на р.Хубыты. Высота его около 30метров. Рядом на ровной площадке стоит зимовье. Пока готовили перекус, развлекались и снимали местные красоты. После трапезы решили пройти еще немного и стать на ночевку на границе леса. Но, пройдя еще пару ходок и видя, что нормального леса уже нет, решили вернуться назад и заночевать возле водопада. Назад взяли только необходимые вещи, а главные тяжести оставили в заброске. На закате Тункинская долина и окрестные горы выглядят еще красивее и величественнее.

12 февраля
Чуть свет, после завтрака скоро собрались и потянулись вверх на перевал. За день решено перевал перевалить и остановиться у его подножия в лесу. Идем пешком, то так, то в кошках по наледям. Почти на самом перевале находится участок скал с вкраплениями в каменную породу кристаллов граната. Задержались здесь на полчаса и насобирали немного этого минерала на сувениры.
Наконец, утомительный подъем закончен и перед нашими глазами открылся изумительный вид на заснеженные и будто сверкающие на солнце Китойские гольцы. Удивительно величественное зрелище. Снимали на фотоаппараты и видео без удержу, не жалея пленку. Видеооператор гонял команду взад и вперед, снимая сцены по нескольку дублей. Но никто не ропщет, дело то важное.
С перевала начали спуск на лыжах. Кто как мог с переменным успехом: случались и падения. На спуске команда растянулась. Авангард ушел вперед, 2-3 человека в середине обеспечивали съемку. Отстал Валера Кандыбей, который после падения потянул ногу и всю дорогу шел пешком. Ниже перевала пошли в «кошках» по наледям р.Бирам-Гол. Время от времени преодолеваем замерзшие водопадики и порожки. Постепенно вошли в каньон, но его красотами любоваться некогда: все сильно устали и уже темнеет. Нам нужно до темноты дойти до нормального леса и успеть разбить лагерь. Наконец, вдалеке увидели огоньки. Это Иванов нашел удобную стоянку, разжег костер и начал разбивать лагерь. Быстро сварили «медовуху» и дело заладилось. Рядом с лагерем чья-то заброска: продукты, лыжи. Снега в лесу насыпано много, до 80-100см. Холодает. Температура уже за -25ºС.

13 февраля
К 9-00 пошли вниз по р.Ара-Хубыты. Большей частью идем в «кошках» по замерзшей реке. Идти сложно, т.к. во многих местах вода течет поверх льда. «Кошки» намерзают, бахилы тоже стали ледяной глыбой. Радуют окрестные пейзажи. Все холодно красиво! То справа, то слева со склонов стекают замерзшие водопады. Любуемся ими и фотографируем. За дневной переход дошли до слияния с р.Ара-Ошей и разбили лагерь. В это время к нам подъехал парень-одиночка из Иркутска. Настоящий экстремал: путешествует здесь один, без палатки с минимальным запасом провианта. Спит под капроновым навесом при 30-градусном морозе. Назвался Андреем. Познакомились и пригласили к себе на ужин. За трапезой обсуждали туристические вопросы, вспоминали пройденные маршруты. Позже Андрей ушел спать под свой импровизированный кров, а мы на непродолжительное время заснули. Почему непродолжительное? Об это напишу завтра.

14 февраля
Посреди ночи проснулись и стали поздравлять Иванова с подкравшимся юбилеем. Устроили ему фейерверк по полной программе, чем немало удивили Андрея, да и сами веселились как дети. Для технического обеспечения праздника потрудился Турко, который все эти дни, подвергаясь опасности, нес 25-залповый фейерверк за своими плечами. Позже распивали переданные родственниками и друзьями напитки, вручали подарки. Лишь под утро угомонились и завалились немного подремать. На дворе -30ºС.
Только встали, а Андрей уже зашел прощаться. Он идет тем же маршрутом, что и мы, но график движения более сжат. Часом позже вышла и наша группа. Нужно двигаться, чтобы не замерзнуть. Продвигаемся дальше вниз по р.Ара-Ошей. Солнечно и морозно. Через два часа опять встретили Андрея, возвращающегося назад. Сказал, что дальше идет каньон, и он вернулся искать тропу вдоль борта горы выше отвесных стенок каньона. Мы же решили «идти своим путем», вниз. Пройдя еще километра два все же решили уходить в гору и искать тропу вдоль правого борта каньона р.Яман-Гол, правого притока Ара-Ошея. Поднимались «в лоб» по очень крутому склону на высоту 200-300метров и дальше пошли, постепенно набирая высоту, вдоль каньона. На открытой площадке с потрясающими видами на горы сварили обед. Время коротали за съемками поздравления всех женщин с Днем Святого Валентина. Я угостил народ «Сникерсами» и «Марсами» за день рождения дочки. А Иванову Панченко вручил очередной подарок: сверкающий глянцем и голыми попами дам «Penthouse».
Обогнув по борту отрог каньона, подрезали лыжную тропу, ведущую к перевалу. Через час пути увидели внизу избушку охотника. Проверили. Не понравилось. Возле избушки полуразделанная туша кабарги. Левитский отрубил себе сувениры – копытце и рожки. От зимовья отрываются красивейшие виды на каньон р.Яман-Гол. Спустившись в каньон, нашли удобное место для стоянки и заночевали. Температура ночью опускалась ночью до -30ºС.

15 февраля
Позавтракали, свернули лагерь и выдвинулись в сторону перевала Обзорный по каньону Яман-Гола. Через полчаса пути нашли тушу упавшего с отвесной скалы горного козла. Левитский тут же обрубил на сувениры рога. Учитывая сильный мороз, а также то, что козел разбился совсем недавно, скорее всего сегодня ночью, решили его освежевать и забрать мясо с собой. Разделывали Левитский и «Вуйко» Турко. Забрали мяса килограммов семь. Хватит и на жаркое и на шурпу.
Постепенно вышли из каньона, и пошли на лыжах по широкой долине в сторону перевала. Но некоторые упрямцы идут по лыжне пешком, при этом постоянно проваливаясь. Идти тяжело, а перевала все не видно. Кажется что вот-вот, а подъем все не кончается. Перевал Обзорный – некатегорийный и не очень высокий, до 2000м, находится в зоне леса. Последние 200 метров подъема дались трудно: все сильно устали за день. А еще нужно свалить вниз. Спуск оказался еще труднее, чем подъем, так как там очень круто и много снега. Пришлось помучиться, спускаясь «лесенкой» до первой более-менее ровной ступеньки у подножия. Здесь и решили ставить лагерь. Быстро установили палатку, напилили и накололи дров, сварили ужин. Холодает и есть небольшой ветерок.
Переночевали, слегка подмерзнув: было -32ºС.

16 февраля
Еще засветло, дежурный Кандыбей подсуетился быстро сварив на завтрак фирменный борщ, что в условиях таких низких температур приравнивается к подвигу. Уже к началу девятого быстро собрались и пошли вниз по каньону р.Нарин-Гол в сторону знаменитого Шумака. Не взирая на то, что светит солнце, очень холодно. Не согревает даже дополнительно одетая одежда. Идем на лыжах, хотя некоторым упрямцам, вроде Кураева и Сухарева, закон не писан. Они продолжают эксперимент с «кошками», из-за чего постоянно отстают. Каньон поражает своими пейзажами: скальными останцами, стенками, замерзшими водопадами. Авангард ушел вперед, а мы с Оленеводом обеспечиваем съемку всех этих красот.
Наконец-то дошли до слияния с Шумаком. Остатки костра и надпись на снегу со стрелкой «Сумы» указали нам направление дальнейшего продвижения. Река Шумак течет в широкой долине, окруженной гольцами. Замыкает перспективу долины пирамидальная гора. Там сливаются два истока: правый и левый Шумаки, и находится место с лечебными источниками.
Из последних сил за полтора часа дотянул уже один до источников, где и нашел ушедших вперед товарищей, которые нашли и уже начали обживать отличное зимовье. Шумак представляет собой два-три десятка бревенчатых домиков, построенных на двух берегах реки недалеко от минеральных источников и теплого радонового источника с природной ванной. «Дикий» курорт существует в основном летом, за счет приходящих сюда полечиться жителей Бурятии и Иркутской области. Зимой же сюда заходят на отдых редкие группы туристов-лыжников.
Наше жилище – одно из самых лучших на бурятском берегу. Рядом построен буддистский дацан и постройки возле радоновой ванны. Недалеко, на другом берегу – бювет вокруг целебных минеральных источников, которых здесь 104. На всех избушках-балаганах, разбросанных в прибрежном лесу, благодарственные надписи посетителей Шумака, различные художественные поделки из дерева и других материалов. В общем, яркие образцы народного художественного творчества. Особенно интересны названия источников: «Мужское достоинство», «Женские капризы». Есть источники от печени, нервов, желудка, сердца и т.п. Даже – от похмелья. По этому лагерю можно часами ходить как по музею.
Еще днем Стас с Турком открыли сезон купания в радоновом источнике, температура которого плюс 27-30ºС. Это притом, что на дворе – минус 25ºС. Пришли довольные и долго рекламировали прелести купания.
Вечером, после экскурсии на источники, команда отдыхает, расслабившись в тепле. Иванов с Кандыбеем готовят праздничный ужин: для продолжения юбилейных торжеств. Меню таково: тушеные куриные окорочка с рисовой кашей, селедочка под лучком, сладкое. Панченко выставил на стол бутылку марочного вина «Ай-Серез», а Тихонович приготовил свой фирменный напиток – спиртовую настойку на саган-дайле. До поздней ночи звучали тосты в честь юбиляра и за красоту окружающей природы. Более уставшие бойцы позже завалились спать, а стойкая пятерка: Иванов, Гуменный, Кураев, Кандыбей и Бреев кутила еще очень долго, до 2-3 часов ночи.

17 февраля
Проснулись в 7-30. Попили водички из источника «Мужское упрямство», заранее заготовленной заботливым Левитским, и воспрянули духом. Даже никто не пошел к источнику «От похмелья». Умылись и расписали график купания в радоновой ванне. Иванов к этому времени состряпал отличный грибной суп с фасолью. В тепле каждый стал заниматься своими делами: мелким ремонтом одежды и снаряжения, подготовкой обеда. К столу на обед объявлено блюдо из горного козла и лепешки с изюмом, которые вызвался пожарить Сухарев.
После завершения обеденного застолья к нам в домик заявились гости – группа лыжников из Омска. Большей частью молодежь. Даже четырех девчонок тянут с собой в эти морозы. Эта группа гостила в домике до нас, потом сходила на «радиалку», после которого получился облом: место то уже занято нами. В общем, обогрелись у нас, переговорили, и ушли обживать соседний домик. Мы же методично изучаем окрестности. Еще раз сходили на источники, пофотографировали на славу и попили водички. Также посетили построенный недавно в 100 метрах от нашего дома буддистский дацан,. Я, как и остальные, отметился в радоновой ванне. Ощущение необычное: вокруг все замерзшее, в изморози, а ты лежишь в теплой воде и в ус не дуешь. Но долго лежать нельзя. Врачи рекомендуют находиться в ней не более 15-20 минут. Радиация, однако!
Любое приметное место на Шумаке отмечено свидетельствами благодарности его посетителей природе за обретенное здоровье. Все эти необычные скульптуры, рисунки, разноцветные ленточки на деревьях впечатляют чрезвычайно. Ходишь между ними как по музею.
К обеду по избушке разнесся запах козлятины, смешанный с ароматом жареных лепешек. Это сочетание очень способствует выделению слюны и желудочного сока. Скоро обед. Народ занят серьезным делом – ремонтом лыж, ведь за вчерашний день сломалось крепление лыжи у Оленевода, сломана лыжа у Турка, а еще до этого лыжу сломал Панченко. Если бы не запаска, взятая заботливым Левитским, пришлось бы Панчу переквалифицироваться в пешехода.
Мясо козла, на удивление, получилось поразительно вкусным. Правда, вываривать его пришлось в нескольких водах часа три. К закуске подавали эксклюзивный местный напиток – разведенный спирт, настоянный на саган-дайле, а попросту – местной разновидности горного рододендрона, очень душистого и, по слухам, полезного. Напоследок, к чаю, подавались лепешки с изюмом «от Сухарева». От такого угощения народ в миг расслабился и подобрел.
Остаток дня коротали за игрой в преферанс, листанием «перченых» страниц мужского журнала «Penthouse», дремой на нарах. Выстроился план и на завтрашний день: сделаем вылазку на находящийся недалеко от лагеря замерзший водопад, чтобы потренировать технику подъема по ледяной стенке. Более серьезные дела, вроде радиального выхода в горы, пока не обсуждаются. Все расслабились в тепле, и на мороз не очень-то хотят выходить. А температура за день колебалась от -26 ºС утром, до -21 ºС днем.

18 февраля
Ночью замерзли. А все из-за Сухарева, который вместо того, чтобы подбрасывать дрова в печку, читал книгу Леши Колтакова. С холоду повыскакивали из спальников затемно, часов в 6, и начали заниматься различными делами, чтобы согреться, а наиболее смелые Стас, Вуйко, Иванов и Кандыбей уже до завтрака успели отметиться в радоновой ванне. Говорят, что там теплее, чем в нашей хате. На дворе -29 ºС на 7-00 утра.
На завтрак опять ели козла. Удивительное дело: мясные блюда не приедаются, ел бы их и ел. Главное - умение это мясо приготовить. Левитский и Турко даже пожалели, что не взяли козлиного мяса побольше. Раньше нужно было думать!
Поели и опять залезли в спальники. Будем ожидать потепления.
Потепление наступило после 13-00, когда солнце, перевалив гору, осветило долину Шумака и температура повысилась до -20ºС -23ºС. Наиболее активная часть группы, возглавляемая Сухаревым и Гуменным, вышла на ледовую тренировку к ближайшему каскаду замерзших водопадов, который находиться на Правом Шумаке в 10 минутах ходу от лагеря. В ходе тренировки пробовали подниматься и спускаться на ледовых стенках, используя альпинистское снаряжение: кошки, айсфифи, жумары, айсбали и прочие железяки. Занятие это занимательное и необходимое, тем более, что отличная погода и красивые пейзажи доставили настоящее удовольствие. После тренажа, Гуменный, Сухарев и я по каменистой осыпи поднялись по борту горы к истоку водопадов и осмотрели их сверху.
Завершили прогулку сбором на склоне саган-дайли.
Днем лагерь пополнился еще одной группой: 6-7 девчонок и 2 парня из Екатеринбурга решили тоже погулять в этой отдаленной местности. Большинство девчонок – студенты педагогического и туристического учебных заведений. Две самые смелые девчушки грелись у нас и общались с сумской молодежью. А старики в это время продолжали на славу «резаться» в преферанс.
К вечеру Сухарев с Ивановым скорректировали график и маршрут движения. Новый план таков: проходим два перевала и, не заходя на Шумак, идем на Аршан.

19 февраля
Утром доели-таки козла. Дежурил я под чутким патронатом Гуменного. Козел с рисовым гарниром – просто шедевр кулинарии!
Группа из Екатеринбурга рано утром ушла в Ниловку. А мы продолжаем лечиться на водах (радон, минеральные источники) и отлеживаться. Ждем потепления, чтобы выйти на лыжную прогулку. А пока, на 10-00, «за бортом» минус 29 по Цельсию.
В обед выпивали. Появился повод: у Левитского вышел камень из мочевого пузыря. Видно действуют нагрузки и здешние минеральные воды.
В 15-00 вышли на лыжную прогулку в сторону вчерашних водопадов, чтобы нарвать саган-дайли. Лучше бы пешком. На одном из ледников я отломил кусок лыжи, а позднее потерял и один металлический элемент от ее канта. Придется теперь потратить свое свободное время на ремонтные работы.
А народ в тепле расслабился, и избушки трудно кого-либо выгнать на улицу. Однако на водные процедуры в радоновую ванну и в бювет ходят регулярно.
Вечером вспоминали погибших туристов, пили за красоту Шумака, обсуждали проблемы развития или скорее упадка самодеятельного туризма. Засиделись допоздна и слегка перебрали.

Легенда Шумака
Один охотник из племени соянов охотился в Саянах и подстрелил оленя. Раненый зверь стал уходить в горы, а охотник его преследовать. Наконец он выследил оленя, лежащего в грязи у основания высокой горы. Увидев охотника, олень вскочил и как здоровый убежал прочь. Так были открыты целебные свойства источников Шумака.

Хозяйки Шумака
Раньше в этих местах было поселение людей. В нем жили две сестры-красавицы. Два парня из Тунки увидев сестер, влюбились в них и решили свататься. Но в селении случилась эпидемия и все люди умерли. Пришедшие парни увидели деревню своих возлюбленных мертвою, а две красавицы стали духами-хозяйками этого места. Им все посещающие эти места повязывают ленточки на деревьях и оставляют подарки. Нужно оставить два подарка, чтобы одна из сестер не была обижена.

20 февраля
С утра сходили на радон, попрощались с Шумаком. По планам руководства за день нужно спуститься вниз по реке до первого правого ручья и далее, поднимаясь по нему, выйти на границу леса у подножия перевала Ветреный.
Подъем делали в кошках по наледям. Набор высоты по ручью существенный, особенно в конце, когда он входит в каньон. Красивейшие пейзажи открываются как позади, так и впереди по курсу. Снега много, к тому же поверх наледей во многих местах идет вода. На морозе мокрые ноги превратились в ледяные культяпки.
В конце каньона – каскад водопадов с высотой от 3-4 до 8-10м. Преодолевали их, используя альпинистскую технику на ледяных стенках. Красиво, необычно, но достаточно трудоемко, особенно учитывая, что под ногами хлюпает вода поверх наледи. При подъеме помог опыт Тихоновича, альпиниста с большим стажем. После подъема промокшая основная веревка превратилась в тяжелую ледяную скульптуру, не поддающуюся никакой укладке. Поэтому смотали ее кое-как в надежде позже просушить на стоянке.
Пройдя каньон и водопады, нашли место для стоянки на горизонтальной площадке недалеко от перевала. Все бы хорошо, да возникла проблема с дровами. Вернее их отсутствием. Найти в пределах 300-400м что-либо сухое и хвойное не удалось. Пришлось довольствоваться сухим ивняком, собранным вдоль ручья. Уже в потемках, но при яркой луне, освещающей суровые склоны гольцов, наскоро поставили палатку, приготовили ужин, после которого завалились, как убитые спать. Ночью слегка подмерзли, т.к. дрова заготовили совсем никудышные.

21 февраля
После завтрака, очистив возле костра ото льда лыжи и подсушив как можно другое снаряжение и одежду, к 10-00 двинули в сторону перевала Ветреный. Подъем вверх шел очень трудно. Глубокий кристаллизованный снег не позволил достаточно динамично подниматься вверх. К 12-00 с трудом достигли только горизонтальной полки у подножия перевала. Трезво оценив все «за» и «против», решили отказаться от преодоления перевала и, вернувшись назад на Шумак, искать другой вариант продолжения маршрута. В противном случае, учитывая глубокий снег, лавиноопасность и сложность подъема, нас ожидала бы холодная ночевка. За день преодолеть этот перевал, и спуститься до границы леса для нас было просто нереально.
Учитывая большие физические нагрузки последних часов подъема, никто против возвращения не возражал. Вниз решили идти таким образом, чтобы по левому борту на лыжах обойти каскад водопадов и спуститься в каньон уже ниже их. Бросок вниз к Шумаку был выполнен в кратчайшие сроки, но физически очень измотал группу. Вниз шли в кошках, часто по воде, а дальше до источников и нашей избушки - кто на лыжах, кто пешим ходом в кошках.
Погода слегка изменилась, стало облачно, и посыпал снежок. Морозить вроде бы стало меньше. К 17-30 команда вновь собралась в обжитой уже нами избе. Натопили печь, попили чайку, затем заготовили дровишек и окончательно разомлели в тепле в ожидании плова, обещанного заступившим на дежурство Сухаревым.

22 февраля
Проснулись в 6-30. Кто попроворнее – те успели до завтрака сходить в бювет и ванну, а ленивые – дрыхли до самой раздачи пайки. После завтрака собираемся выйти вниз по Шумаку до реки Китой. Погода стабильно холодная. Утром было -26ºС. Ожидаем солнце.
За 2-3 ходки (6км от источников) дошли до священного места бурятов – жилища Духа гор (Хуухэйин хада – Гора-ребенок). В этом месте над руслом реки возвышаются каменные останцы, по своему строению не характерные для окружающих горных пород. На противоположном берегу реки – место, где оставляются подарки духу: разноцветные ленточки, деньги, любые ненужные и нужные вещи.
Далее Шумак протекает в каньоне. Прохождение по льду оказалось невозможным из-за большого количества промоин. Пришлось, используя положенный другими группами путь, подняться метров на 150-200 на борт горы и пойти по тропе над каньоном. После левого притока спустились обратно на реку. Путь пролегает то по каньону, то по расширенной долине. Но кругом берега крутые или отвесные. Раз за разом глазам открываются просто сказочные картины сибирской зимы: застывшие каскады водопадов, снежные наносы, наледи, замысловатые промоины и прочие красоты. Особенно они впечатляют при редком здесь солнечном освещении. Оленевод старается запечатлеть все это на видеопленку, да и народ тоже не противится поработать в качестве актеров и статистов.
В 18-30 упали на стоянку в 2-3км от устья Шумака. На покой впервые отошли без традиционной чарки. Спирт уже почти на исходе и его приходится экономить.

23 февраля
Сегодня День Защитников Отечества. Но праздновать особенно некогда: подгоняют сроки и трескучий мороз. К 9-00 быстро собрались и вышли в дорогу. Еще немного и закончились последние километры в каньоне Шумака с его ледопадами и тесниной. Долина реки расширяется, горы отдаляются, и Шумак впадает в мощный Китой, легендарную среди туристов-водников реку. Но пока они дремлют подо льдом, накапливая к лету силы и мощь.
Долина Китоя широкая, повсеместно открываются чудесные виды на заснеженные гольцы. Передохнув и пообедав, пошли вниз по течению Китоя. Наша цель – устье притока с поэтическим русским названием – Федюшкина речка. Вдоль нее мы должны подняться к Аршанскому перевалу, за которым тропа, выводящая к людям. Сделав 3-4 ходки с трудом нашли место для стоянки ниже устья реки Билюты и каскада Билютынских порогов на Китое. Мешали частые промоины в русле, не дающие перейти на другой берег. Место стоянки оказалось бедным на хвойные дрова. Пришлось напилить тополя. Пилилось и рубилось хорошо, только вот дрова дают меньше тепла. А ночь выдалась холодная, больше 30 градусов мороза.
Вечером в ужин, сэкономив на медовухе, руководители разрешили три чарки за защитников отечества, а проще – за нас, мужиков. Тосты с изяществом исполнил Тихонович. С праздником Вас, дорогие товарищи-воины!

24 февраля
Ночь запомнилась сияющей в полнолуние луной, холодно освещающей окрестные скалы, а также землетрясением, с эпицентром рядом с Аршаном и Саянском (где-то рядом?). В Аршане и Иркутске, по сообщениям радио, сила толчка была 4 балла. А в эпицентре, в горах 6-7 баллов. Короче, лежа на земле, почувствовали ее сотрясение всем телом и тут же проснулись.
Ночью, так же как и днем раньше, было очень морозно. Поэтому, чтобы не замерзнуть быстро позавтракали и уже в 9-10 вышли на лыжню. 3 ходки – и мы уже подошли к устью реки Эхе-Гол. Напротив устья – отличное зимовье: маленький домик охотников, баня и гостевой домик. Не найдя хозяина, решили остановиться на стоянку и истопить баньку. Еще теплая печка в маленькой избе говорит о том, что сегодня ночью здесь ночевал охотник. Наносили с противоположной стороны дров, начали топить баню. В это время подошел и хозяин – 27-летний бурят Геннадий Будаев. Познакомились. Гена оказался гостеприимным и общительным парнем. Поговорили о местной жизни, охоте, обычаях. К этому времени подоспела и баня. Разгоряченный в пару народ выскакивал голышом прямо на снег и в нем валялся. Чуть позже мастер на все руки Левитский помог хозяину отремонтировать инструменты: сделал ручку к пиле, забил новый клин в топор…
Гена тем временем прошелся проверить установленные неподалеку капканы и вернулся с дорогим трофеем - соболем! По словам бурята, он шел проверить капкан и думал: если люди пришли хорошие – значит повезет. И подфартило таки. Фарт, по-здешнему-охотничьему – удача! Еще живого пушистого зверька хозяин предъявил на обозрение гостям. Дальнейшая судьба соболя конечно печальна, но таков уж закон охотничьего промысла.
После баньки было, как полагается, дружеское застолье с тостами за природу, гостеприимного хозяина таежной избушки, долгие разговоры на всевозможные темы: от охоты до политики.

25 февраля
Спали хорошо, тепло: восемь человек - на нарах, двое – на полу, а Кандыбей ушел «сторожить» баню.
В 8-00 пунктуальный Левитский «внес в студию» заказанные с вечера мюсли. Позавтракали, пригласив хозяина, и стали паковаться в дорогу. Гене оставляем кое-что из продуктов и ненужных вещей. На дворе потеплело! Всего -15 ºС. Распрощавшись с охотником, пошли по проложенной предыдущими группами тропе вдоль левого берега Федюшкиной речки в направлении Аршанского перевала, запланировав заночевать на границе леса у его подножья. Учитывая неплохую ходкость по набитой тропе, к 16-00, отдохнув и отобедав перед перевалом, решили скорректировать график движения и уже сегодня перевалить через хребет. Тропа внесла изменения и в направление движения, выведя нас на другой перевал – Пеших Туристов. К 17-30 - 18-00 поднялись почти в лоб на господствующую вершину, а далее, траверсируя склон, вышли на перевал. Спуск по крутому, бесснежному склону в зону леса проделали в кошках, а далее на лыжах скатились еще немного вниз до первого удобного места для установки лагеря. Спилили сушину, даже не одну, сварили медовуху. Отставшие бойцы подтянулись к лагерю уже в сумерках. Последняя ночевка была относительно теплой: потеплело и снаружи, да и дрова заготовили отменные.

26 февраля
Утром, не затягивая сборы, уже к 10-00 двинулись вниз по тропе в сторону поселка Аршан, курорта местного значения. Не взирая на то, что спускаемся вниз, этот отрезок пути оказался довольно утомительным. Особенно тяжело дались последние километры в глубоком ущелье речушки, вытекающей из-под перевала. Тем не менее, по камням и склонам, то вверх, то вниз наконец-то вышли на территорию санатория «Аршан».
«Стрелку» забили в кафе возле входа в санаторий. Пока отставший народ подтягивался к месту встречи, заказали пельмени, манты, подрезали колбаски и сыра, закусили ими под водку с пивом. Хлопотал Панченко, которому за это отдельное спасибо. Он же договорился с водителем маршрутного микроавтобуса о заброске команды в Слюдянку. Таким образом, слегка отдохнув, к 16-00 мы загрузились в авто, попрощались с горами и двинулись в направлении к дому.
В Слюдянке забрали вещи в КСС, что стоило нам 500 рублей русских денег, получили справку о потере Кураевского паспорта и взяв билеты на электричку отправились в Иркутск, откуда проще взять билеты на Москву. Столица центральной Сибири запомнилась мне только просторным вокзалом, построенным в начале прошлого века да церковью возле него. На память купил себе книгу о Иркутском художественном музее. Может хоть она немного расширит для меня сведения об этом городе.
Уставшие, практически измотанные, но счастливые, разместились в двух вагонах поезда дальнего следования и завалились отсыпаться.

27 февраля
А станции Зима нас разбудили. Здесь встречали нас Олег Сутырин с женой, большим тазиком пельменей и водкой. Пельмени попробовали, водки выпили трижды – как полагается. Распрощавшись с Олегом, пиршество продолжили, пока хватало сил.
Днем отсыпаемся. Утомленный народ не появляется даже на кормежку. Все бы было хорошо, да вот я к концу похода, как назло, заболел чем-то простудным или гриппообразным. Поднялась температура, меня сильно морозило и колотило. Лечился остатками таблеток из аптечки, а больше отлеживался, думая: авось, пройдет!
….Но зараза продержалась долго. Уже дома я успел перезаразить все свое семейство, за что потом получал не раз серьезного нагоняя. Так вот печально прошла моя адаптация к обыденной, не походной жизни.
Тем не менее, будь трижды славен Шумак! Твоя суровая красота и величие останутся в нашей памяти навсегда.