понедельник, 12 января 2009 г.

Описание Южная Якутия. Sakha (Yakutia) Republic. 2008

Смотри Водный поход (часть1) по Южной Якутии р.Гонам-р.У...
Водный поход (часть2) по Южной Якутии р.Гонам-р.У...
Водный поход (часть3) по Южной Якутии р.Гонам-р.У...

Смолянинов А.Ф.

ЯКУТСКИЙ МАРАФОН-2008
Реки Гонам, Учур, Алдан (Южная Якутия)

Выбирая маршрут для очередного похода, была поставлена главная цель: район путешествия должен быть для нас новым и познавательным во всех отношениях. После долгих обсуждений остановились на Якутии - регионе России довольно редко посещаемом туристами. При подготовке к походу участников волновало двоякое чувство любопытства и тревоги. Ведь наши скудные познания о Якутии полны расхожих стереотипов, и ограничиваются сентенцией: страна максимального холода, оленеводов и бескрайней медвежьей глуши.

После всестороннего изучения информации из Интернета вырисовалась нитка маршрута 4 категории сложности, проходящего по рекам Гонам, Учур и Алдан. Выход к месту старта, истокам Гонама, возможен без дорогостоящей вертолетной или тяжелой пешей заброски. В Интернете по этому поводу есть ценный совет – воспользоваться помощью здешних золотодобытчиков, прииски которых находятся как раз в этих местах.

В полном составе группа собралась уже в Якутии, в городе Нерюнгри. Основные силы со всем снаряжением добирались семь суток поездом, миновав на пути шесть часовых поясом и более 7 тысяч километров. Еще трое участников, пожелавших сократить время на подъездах, прибыли сюда рейсовым самолетом.

Город Нерюнгри, центр одноименного улуса Республики Саха (Якутия) был заложен в начале 60-х годов прошлого столетия рядом с крупным месторождением каменного угля. Чуть позже к нему дошла якутская ветка БАМа, что дало возможность более тесно интегрироваться в экономику Советского Союза и развиваться.

Но главное богатство этого края – золото. Все прилегающие к железной дороге и Амуро-Якутской магистрали реки усеяны заброшенными и действующими приисками, дающими России значительные поступления в золотую казну. Освоение золотоносного района Алдана и его притоков началось в конце 19 – начале 20 столетий и продолжается поныне.

Мы воспользовались добрым отношением и бескорыстной помощью золотарей фирмы «Нирунган», в штате которой работает много выходцев из Украины. Здесь мы оформили пропуск в район золотодобычи и договорились о предоставлении нам прииском транспорта для заброски к реке.

От Нерюнгри на арендованном автобусе команда отправляется на прииск Муравьиный. От прииска до места старта около 60км по сопкам и высокогорным болотам, которые мы преодолеваем на тягаче, по пути форсируя в брод две мощные реки, Тимптон и Гонам. Уровень воды в реках после прошедших дождей сильно поднялся.

На полпути, на заброшенном прииске «Гонам» наш «Камаз» заглох, сели аккумуляторы. Запустив, общими усилиями, двигатель и перевалив через последние сопки, выходим к броду на Гонаме. Отсюда нам предстоит сплавиться около 930 км на север по рекам Гонам и Учур до поселка Чагда, расположенного на реке Алдан.

Район путешествия лежит на границе Якутии и Хабаровского края. Реки Гонам и Учур берут свое начало на северных склонах Станового хребта и текут по Алданскому нагорью. На всем протяжении маршрута нет населенных мест за исключением небольшой метеостанции, затерявшейся среди бескрайней тайги. Но до нее еще около 800 км сплава. Лишь редкие охотничьи избушки, стойбища оленеводов да заброшенные базы геологов напоминают о находящихся здесь когда-то людях.

Вода в реке коричневая и мутная. Это результат работы находящегося выше по течению прииска. Разница в качестве воды отчетливо видна в местах впадения чистых притоком, не тронутых деятельностью человека. Мутная вода еще пять дней не даст нам нормально рыбачить. На начальном участке Гонам сильно петляет по высокогорной заболоченной долине, постепенно приближаясь к Сутамо-Гонамскому хребту, где начинается первый каскад порогов.

Якутская погода переменчива и засушливые периоды часто сменяются обильными дождями. Прошедший в начале августа циклон вызвал мощный паводок на реках региона. Уровень воды в период дождей может подниматься более 5 метров. Известны случаи гибели туристов, недооценивших угроз, вызываемых этой стихией, и потерявших в непогоду свои суда. Выбраться же отсюда к людям можно только по воде.
С подъемом воды возросла и скорость течения, что позволяет нам экономить силы на переходах. Ежедневная норма продвижения составляет 50-60 километров при 6-8 часовой работе веслами.

Южноякутская тайга богата на ягоды и грибы. Разнообразен и животный мир. Здесь водятся олени, лоси, волки, росомахи и хозяин тайги – бурый медведь. Его следы можно повсеместно встретить по берегам рек. Много в округе и водоплавающей птицы.

Летнее стойбище оленеводов. Здесь все предельно просто и максимально функционально: открытая кухня, лабазы, загоны и дымокурня для оленей, ледник. Устоявшийся веками суровый быт коренного населения Якутии. Лишь две-три книги на полке в домике говорят о том, что и сюда доходят отголоски жизненных перемет. Вообще коренных жителей в районе мало. Они живут компактно где-то на Алдане, выпасая по традиции свои оленьи стада ближе к северу.

Этот регион Якутии детально описан в замечательных книгах писателя и геодезиста по профессии Григория Федосеева, который со своим верным проводником – эвенком Улукитканом прошел в этих местах не одну тысячу километров, картографируя участок Станового хребта и Алданского нагорья. Перед нашими глазами предстают пейзажи, описанные писателем в книгах «Тропою испытаний», «Смерть меня подождет» и «Злой дух Ямбуя».

После пяти дней пути по заболоченной равнине команда наконец-то входит в горный массив. Загадочные названия притоков: Токорикан, Гюскэнгрэ, Ытымджа, Солокит будоражат душу своей экзотической таинственностью. Мощные валы над затопленными паводком порогами Солокитского каскада достигают полутора-двух метров, добавляя экипажам острых ощущений.

Горы отрогов Станового хребта и Алданского нагорья сильно разрушены температурной и ветровой эрозией и спадают к узким речным долинам крупнокаменистыми осыпями и частыми скальными стенками с причудливыми останцами. Высоты вершин достигают 1500-1800 метров.

Участок порогов, начавшийся после вхождения реки в горный массив, принес и первые успехи в рыбной ловле. Наконец-то наши спиннингисты, так целеустремленно готовившиеся к якутской рыбалке, с уловом. И каким!

Сибирский таймень, редкая и мощная пресноводная рыба отряда лососевых, заветная мечта любого рыбака-любителя. Его можно поймать только на отдаленных таежных реках Сибири, причем максимальный вес рыбы достигает 50-80 кг.
Лучшая приманка для тайменя – искусственная мышка, которую забрасывают в устьях притоков или в тихих омутах с водоворотом. Ловится здесь также крупный ленок и щука.

Постепенно группа перешла на рыбный рацион, что мы собственно и предполагали, планируя на поход 7 рыбных дней. Как оказалось, план этот мы перевыполнили с лихвой.

К нашей радости в регионе оказалось очень мало мошки и комаров, что позволило наслаждаться установившейся, наконец, после дождей солнечной и жаркой погодой. Столбик термометра в самые жаркие дни поднимался до 26-28°С в тени.

Засушливая погода и летние грозы часто приводят к лесным пожарам. Нам неоднократно случалось видеть следы разрушительной деятельности лесных пожаров, уничтожающих целые массивы леса и наносящих огромный урон животному миру.

Традиционную туристическую баню мы делаем в устье реки Нингам. Нехитрые материалы, немного сноровки и импровизированная парная готова. Осталось занести раскаленные камни и наступает праздник здоровья. Контрастная ванна после парной добавляет особой остроты и блаженной неги.
Кульминацией этого походного дня стала азартная ночная тайменевая рыбалка. С наступлением темноты на промысел вышла вся команда. И не безрезультатно…

С впадением последовательно крупных правых притоков Сутама и Алгомы Гонам становится еще более широким и вскоре впадает в многоводный Учур.
Его ширина достигает 250-300м. Сильное течение тащит всю эту огромную массу воды по длинным петлям широкой долины.

Более 740 километров сплава позади. В устье Гыныма нам повстречался первый человек на маршруте. Местный охотник, завозивший запасы на свое зимовье, поделился информацией о завершающем участке маршрута и щедро наделил продуктовым пайком – свежей сохатиной. Его основная база находится чуть ниже, на большом острове Фактория. Он же посоветовал поставить в устье сети и попытать счастья на осетровой рыбалке.

Вот она удача и рыболовный азарт! Так у нас появилась возможность отведать якутской осетровой ухи. К тому же сегодня праздник – Яблочный Спас.

Метеостанция Чюльбе, единственное стационарное жилье на маршруте. Нас встретила молодая семья метеорологов: Александр и Ольга Ряскины. Александр, бывший военный, воевавший в разных горячих точках, вот уж два года живет со своей женой в этой таежной глуши. Работа метеорологов ответственна и требует прилежания. При любых условиях каждые два часа сводка погоды в районе должна быть отправлена в метеоцентр. В свободное от вахты время только солидная библиотека, а для хозяина охота, скрашивают их небогатую на события жизнь.

Новые люди бывают на метеостанции очень редко и мы задержались на несколько часов, чтобы поближе познакомиться с добрыми и приветливыми хозяевами, стосковавшимися по простому человеческому общению.

Учур впадает в еще более широкий и стремительно несущийся Алдан, знаменитую реку Якутии. Поселок Чагда, конечная точка активной части нашего путешествия, расположен в 2,5 километрах выше устья. Это расстояние было преодолено нами в качестве бурлаков.

Вся жизнь когда-то большого поселка сосредоточена вокруг реки. Кризис коснулся и этого очага жизни на Алдане. Количество жителей в последние годы постепенно снижается, аэропорт не функционирует. Связь с внешним миром осуществляется только по реке. До железной дороги и Амуро-Якутского тракта отсюда около 480 километров вверх по течению Алдана.

Проблема выезда коснулась и нас. Ожидание и путешествие на попутном тихоходном катере-грузовозе может занять еще неделю. Единственная альтернатива, которой пользуются местные жители – моторная лодка с мощным мотором. На ней можно за 12-14 часов добраться до Томмота, города и железнодорожной станции, конечной на Якутской ветке БАМа.

С помощью бойкой местной жительницы удалось нанять три моторки, и на следующее утро отплыть в Томмот. Хозяева моторок – чагдинские рыбаки и пожарники, большую часть лета проводящие на тушении таежных пожаров.

Алданские «Столбы» или «Замки» - местная природная достопримечательность. Разрушенные эрозией прибрежные скалы как стражи стоят по берегам на всем протяжении реки. К сожалению не многие путешественники могут увидеть и оценить их суровую северную красоту.

Перегруз лодок и поломки не дали возможности за один световой день добраться до конечной точки. После ночевки в охотничьих избушках на берегу Алдана путешествие продолжили ранним утром, и к полудню прибыли к финишу.

Город Томмот – конечная точка нашего путешествия. Здесь, на берегу реки, мы провели последние ночь и утро, запечатлевая в памяти все детали неповторимой Якутской природы.

Заканчивается лето и наш очередной поход. До дома осталось более 7 тысяч километров и семь суток пути по железнодорожным магистралям России и Украины.


Финальные титры:
За 37 дней похода пройдено:
По железной дороге – более 14000 км
На попутном автотранспорте – около 200 км
На катамаранах по рекам Гонаму и Учуру – около 1000 км
На моторных лодках по Алдану – 480 км

Состав группы:
Смолянинов Анатолий
Иванов Николай
Михайлюк Александр
Бреев Станислав
Листопад Николай
Листопад Анна
Колотуша Сергей
Турко Владимир

Благодарности:
Ланцову Анатолию за встречу на якутской земле, консультации и помощь на начальной стадии путешествия;
золотарям Якутии за помощь в заброске к началу маршрута;
семье метеорологов Ряскиным за радушный прием в таежной глуши.

трек+точки GPS

Смотри Водный поход (часть1) по Южной Якутии р.Гонам-р.У...
Водный поход (часть2) по Южной Якутии р.Гонам-р.У...
Водный поход (часть3) по Южной Якутии р.Гонам-р.У...

Комментариев нет: